росстрой
Пишите намКарта сайтаГлавная
Новости Публикации
в продаже условия район Фото галлерея
 
28.06.2004 Строительный еженедельник

Нужны ли городу чужие деньги

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко считает, что вследствие дефицита крупных инвестиций в городе развернуть масштабное строительство и комплексно осваивать большие территории по-настоящему не представляется возможным. В этой связи, говорит она, надо «привлекать внешние инвестиционные ресурсы других регионов и стран». Между тем, искомые финансовые средства есть в самой Северной столице. Для того, чтобы они попали на рынок, городская власть должна, наконец, создать внятные, прозрачные, предсказуемые и равные для всех правила игры, о чем непрестанно твердит Смольный.

О том, что Санкт-Петербург «практически исчерпал внутренние инвестиционные резервы и столкнулся с острой необходимостью привлекать внешние инвестиционные ресурсы других регионов и стран», Валентина Матвиенко заявила в своем недавнем послании городскому парламенту. В качестве удачного примера такого привлечения градоначальница привела проект Московской инвестиционно-строительной компании (МИСК), которая занимается расселением «хрущевок» и строительством нового жилья в 18-м и 31-м кварталах Фрунзенского района. При этом губернатор упустила из вида тот факт, что вообще-то МИСК и в данном конкретном случае, и в целом на петербургском строительном рынке действует как обыкновенный (хотя и крупный) инвестор. И ничем особенным работа москвичей, за исключением, пожалуй, «синтеза возможностей Петербурга и Москвы» (слова столичного мэра) не отличается от деятельности местных инвесторов-застройщиков.

Тем не менее, на прошлой неделе менеджмент МИСК поделился своими планами: компания намерена заниматься в основном жилищным строительством и ЖКХ, гостиничным бизнесом (уже началась реализация проекта по строительству в Петергофе четырехзвездного отеля), инженерной подготовкой новых территорий, которые местные строители, как уверяют москвичи, «поднять не в состоянии». Примечательно, что в торгах МИСК участвовать не планирует, из чего можно заключить, что необходимые для работы земельные ресурсы фирма будет получать в рамках статуса стратегического инвестора. В этой связи, думается, что если бы крупным петербургским инвестиционно-строительным компаниям было также предложено облачиться в одежды стратегического инвестора, они вряд ли отказались бы. Петербургские фирмы, подобно москвичам, могли бы учредить некую общую компанию, в рамках которой можно объединить финансовые, управленческие, технические и иные ресурсы, необходимые для решения стратегических целей и задач города. Однако, скорее всего, быстрое продвижение МИСК на рынке объясняется сильными лоббистскими способностями ее учредителей, в первую очередь, московского правительства и лично Юрия Лужкова, и, напротив, слабой активностью петербургских инвесторов-застройщиков, занимающихся решением «иных проблем».

Также к стратегическим инвесторам губернатор справедливо относит Шанхайскую индустриально-инвестиционную холдинговую компанию, которая намерена вложить порядка млрд в строительство мегакомплекса в Красносельском районе. Но Санкт-Петербург – не Шанхай, и, как заметил «Строительному Еженедельнику» представитель холдинга, не все, к сожалению, зависит от китайских инвесторов и им предстоит учитывать при реализации своего проекта местную специфику.

Решение – на поверхности

Вероятно, прежде всего под «местной спецификой» инвесторы Поднебесной понимают многочисленные административные барьеры и очень продолжительные сроки согласования инвестиционных проектов. А ведь в том же послании главы Санкт-Петербурга говорится, что «правительством уже принят ряд конкретных мер по разбюрократизации, упрощению и сокращению сроков инвестиционных согласований, максимальному приближению к практике единого окна». Более того, в другом фрагменте своего послания г-жа Матвиенко заявляет, что «самое главное, самое принципиальное – создать внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех».

По большому счету, исполнительная власть сама себе объясняет, каким образом можно привлечь крупные инвестиции в строительный комплекс Санкт-Петербурга. Надо лишь реализовать вышеуказанный принцип. И в первую очередь городская власть должна разрешить продажу земельных участков в собственность, а не продавать, как сегодня, право их аренды, с которым практически ничего нельзя сделать. Нельзя, например, за редким исключением передать право аренды третьим лицам, заложить в банк и т.д. Хотя Земельный кодекс РФ, равно как и рассматриваемый Госдумой РФ пакет законопроектов о создании рынка доступного жилья, это предусматривает. По той же самой причине, компании, работающие на рынке жилищного строительства, не могут привлечь дополнительные финансовые средства, потому что для банкиров строящийся дом является не более чем горой строительных материалов, обремененной исками третьих лиц. Если же участки будут продаваться в собственность, то, наконец-то, в городе может быть создан полноценный и цивилизованный рынок коммерческого оборота земли, вследствие чего у инвесторов-застройщиков появится возможность привлекать значительные банковские ресурсы. Тогда, очевидно, и потребность города искать инвестиции на стороне станет менее актуальна, так как местные инвесторы вполне смогут обойтись и собственными силами.

Однако и сегодня петербургские компании не бедствуют. Они активно осваивают строительные рынки Москвы, Калининграда, Великого Новгорода и других российских регионов, а некоторые в качестве места вложения своих инвестиций избрали Германию и Францию. Следовательно, деньги в Санкт-Петербурге есть и говорить, что в городе существует дефицит инвестиций – не совсем корректно. Просто деньги (причем любые) идут туда, где им комфортно и безопасно, поэтому вести речь, видимо, следует не о дефиците инвестиций, а о дефиците в Санкт-Петербурге безопасных мест вложения денежных средств и о дефиците все тех же «прозрачных и предсказуемых правил игры».

Обратимся к населению

Мнения самих петербургских инвесторов-застройщиков неоднозначны. В частности, в строительном холдинге «Петротрест» с губернатором согласны, считая, что у местных фирм недостаточно финансов для ведения масштабного строительства. «Лимит внутренних инвестиций исчерпан, поэтому необходимо в оперативном порядке задействовать внешние источники финансирования из других регионов и стран, – поясняют в «Петротресте». – В то же время, если не стимулировать местные компании посредством выделения им инженерно подготовленных участков под застройку, если не устранить бюрократические преграды, то в перспективе крупные строительные организации будут вынуждены работать по остаточному принципу, а значительная часть мелких и средних фирм уйдет с рынка».

В свою очередь директор по девелопменту Группы ЛСР Юрий Белышев говорит, что петербургские компании обладают достаточными ресурсами для осуществления любых проектов по строительству жилья. Однако, по его мнению, существуют такие проекты, как строительство Кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра, развитие инженерной инфраструктуры на больших неосвоенных территориях. Для реализации подобных проектов город нуждается в финансовых средствах, которые способны двинуть его на качественно новый уровень. «Другой вопрос – выбор источника финансирования, – продолжает г-н Белышев. - Возможно, в некоторых случаях, например, при освоении новых больших территорий, городу будет выгоднее привлекать банковские кредиты, тратить их на инженерную подготовку участков под строительство, потом делить на лоты и продавать по более высокой цене, пополняя бюджет города. Но, в любом случае, выбор источника финансирования, безусловно, прерогатива Правительства Санкт-Петербурга».

Как полагает президент ИС ФПГ «РОССТРО» Александр Макаров, пора вновь обратиться к отработанному годами мировому опыту привлечения средств населения в экономику. «Это огромный инвестиционный ресурс, – говорит г-н Макаров. – С одной стороны, мы о нем подзабыли. С другой – боимся задействовать их иначе, как целевым способом, учитывая социально-негативный опыт 90-х годов».

По словам Александра Макарова, рынок повзрослел и должен расти дальше. В полную силу, говорит он, должны работать банки, биржи, инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые фирмы и иные инвестиционные институты финансового рынка, заставляя оборачиваться в городской экономике каждый рубль. «Этого требует время и внешнеэкономические условия. Все усилия при движении в одном, отработанном уже направлении привлечения средств на строительство может дать незначительное увеличение инвестиций в наш город. Запуск же комплексной экономической системы по привлечению, сохранению, накоплению и преумножению средств граждан даст несравнимо больший мультипликативный эффект притока инвестиций во все сферы городской экономики для формирования сильного самодостаточного российского рынка. Это непростая и ответственная для города работа, но она того стоит. Деловые люди в ней заинтересованы не меньше и готовы оказывать содействие», – резюмирует президент ИС ФПГ «РОССТРО».

 

По материалам:
Андрей Теплоухов

вернуться в Публикации
Рассрочки
Историческая справка
Перспективы развития
Транспорт
Инфраструктура
Экология
Наука и образование
Культура и отдых
Корпус №1, все квартиры проданы Корпус №2, все квартиры проданы Корпус №3, все квартиры проданы Корпус №4 Корпус №8, все квартиры проданы Корпус №9
Корпус 4
1 к. - 4 шт. от 1 675,00 у.е.
2 к. - 2 шт. от 1 512,00 у.е.
3 к. - 5 шт. от 1 404,00 у.е.
Корпус 9
1 к. - 10 шт. от 1 675,00 у.е.
2 к. - 1 шт. от 1 512,00 у.е.
3 к. - 2 шт. от 1 404,00 у.е.
в продаже условия район
   
 
ЗАО СК«РосСтрой» Copyright 2004-2010г. ©